Поиск    

Навигация

 

 


agidelfest.ru

Книга Наиля Махмутова
festlm.ru
Bard.ru.com

Мелодия Арт

Бард Топ

Михаил Богуславский: «Не было бы счастья, да пришла любовь…»

2018-06-19 22:26:56

«Не бродил с сумою, да любовь заставит»
Андрей Колесников.
Dance me to the end of love
Leonard Cohen
1. Со временем всё чаще задумываюсь: А кто собственно дал мне право выносить суждения? О выступлениях моих друзей, выходящих к микрофону перед переполненным залом в благословенной Аллахом Уфе в день концерта, открывающего может не блистательный (для дебилов с ТВ), но безумно доброжелательный республиканский фестиваль авторской песни «Агидель-2018».
В душе моей живёт тепло и уважение к их тяжкому труду. Может быть как никто другой, находясь в числе организаторов другого большого фестиваля (Лесная площадка Ильменского фестиваля), понимаю их творческие и нетворческие муки.
Но, «Платон мне друг, но истина дороже».
Не зная латыни, воспользуюсь интернет переводом с латинского: Amicus Plato, sed magis arnica Veritas. В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547—1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным. Первоисточник — слова древнегреческого философа Платона (421— 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.
Последуем Платону.
Мне безумно радостно видеть любимые лица моих друзей- оргов «Агидели»: великого (без кавычек!) Эльшада Теляшева, Алексея Смоляра, Рустема Якупова, Алексея Подшивалина, Раечки Маяцкой, Эльвиры Зартдиновой, Елены Козловой, Лили Манаевой, Виктора Кузьменко, Даши Уткиной… Звуко- и видеооператоров клуба «Белый ворон». Простите, если кого не упомянул. Сие не со зла, а от старческого склероза.
Но…
Глядя на их измотанные, уставшие, похудевшие родные лица, очень хочется спросить: «Милые мои! А не хотите ли вы передать всю организаторскую часть другим людям? Пусть они не имеют вашего опыта и мастерства, вашего внутреннего азарта и напора. Однако пусть учатся. На то и фестиваль, никак не съезд правящей партийки».
Мне же, старому и вредному пню очень хотелось бы посидеть с вами рядом, послушать ваши песни и стихи, ваши байки и анекдоты. Что вы сделали и чего добились за сей нелёгкий год.
И не судить, но слушать и слышать. Пускай заодно со мной все это услышат и остальные. Благо нынешняя техника позволяет.
2. Сижу на мастерских и чувствую себя идиотом (кем, видимо, в действительности и являюсь). Не хватает времени!!! Ни на кого. Ни на тех, кто очевидно безнадёжен, ни на тех, кто безусловно талантлив.
Пятый раз пишу: зачем меня привозят на фестиваль в четверг, если нету в этот день мастерских. Ежели вы (орги!) доверяете мне, поскольку привезли за 400 вёрст в Уфу, то почему вечером сего дня нельзя пригласить тех, кто хотел бы побеседовать с седобородым и вредным дедушкой о проблемах АП. Попеть и проверить собственные обаяние и талант. Ежели таковые найдутся.
Простите, но мы были наглее (как бы сейчас сказали, натрыжнее!). Когда я в Ташкенте столкнулся с блистательным режиссером Ивановского театра поэзии и драмы Региной Гринберг, то донимал её вопросами с пятницы до глубокой ночи воскресенья. Она даже после банкета закрытия, по дороге в гостиницу (благо там было недалеко) отбивалась от вопросов моих и моих коллег из театра «Манекен» Мы хотели ЗНАТЬ!
Дорогие орги… Друзья мои и, надеюсь, единомышленники. Коли вы приглашаете нас на РАБОТУ, то и трясите как грушу. Смешно думать, что я приезжаю для того, чтобы занять своими стихами три минуты на сцене огромного зала. Я приезжаю ПОДЕЛИТЬСЯ тем, что с трудом и муками нарыл почти за сорок лет общения с уникальным в истории мировой культуры явлением - авторской песней! Это единственный чистый вклад России в мировую культуру за последние 400 лет.
Берите то, что знаю я и мои друзья, посвятившие душу сему странному делу.
На мастерские приходят с опозданием, долго и нудно стесняются. Хотя понять людей можно. Не стесняются только идиоты, новые русские и представители власти: «А чо, бартаны!?» Талант - трудолюбив, но застенчив. На каждого из пришедших панически не хватает времени. Быстрее, ещё быстрее. Безнадёжная попытка вылепить сосуд, когда гончарный круг разогнал до скорости звука.
Каких талантливых ребят из разных городов богатой талантами Башкирии и других областей на сей раз предложила мне Елена Козлова. НЕ УСПЕВАЮ!
И в пятнадцатый раз повторяю: тексты песен и стихов присылайте заранее, если хотите получить хотя бы какой-то анализ. Пусть субъективный, но живой и реальный.
3. Конкурсный концерт заставляет ещё раз усомниться: а что я тут делаю? Рядом сидит изящная и умная москвичка Настя Жук и что-то пишет. Я же только слушаю. И завидую. Сколько интересных мальчишек и девчонок на сцене. Хотя не все уж такие мальчишки. Тагир Мухаметов из Чистополя - вполне взрослый, умный и работящий. Он - достойный лауреат фестиваля в номинации «автор». Ему пора выпускать сборник стихов. Не диск, но книгу!
Лауреаты в номинации «Дуэт» - «Кей фьюжн»» (Юлия Валиахметова и Павел Алексеев, Уфа) явили на сегодняшний день больше таланта и обаяния, нежели мастерства. Однако наивно считаю, что песня наша требует не туманных перспектив, а мастерства и того самого изящества, которое являли Вертинский и иже с ним. Дуэт мне очень понравился, однако… Как сделать из алмаза бриллиант? Огранкой. Долгой и неторопливой. В Уфе достаточно ювелиров.
Хорош, безусловно, хорош дипломант в номинации «Автор» Юрий Могильников (Стерлитамак). Однако и ему желательно на мой взгляд (непросвещённого слушателя, купившего билет) сделать решающий шаг от «приятной песенки» до «не могу забыть, звучит в душе». Самый трудный шаг.
Увы, на мой зрительский взгляд ряд ребят, которых я знаю уже не первый год, перестали расти. Но, когда ты не растёшь, то падаешь. Кое-кто, используя личный талант и привлекательность, добрался на «Агидели» до заветной грамоты с подписями членов жюри. Однако, ни новизны, ни необычности. Ни новых песен, ни любви. Версификаторские попытки не приносят зрительской любви.
Хотя, хочу отметить, что жюри под мудрым руководством Николая Грахова (так и хочется написать «и лично дорогого Николая Грахова!») вдоволь наругалось, стараясь справедливо распределить лауреатские и дипломантские звания.
4. По-прежнему не уверен в необходимости «чайханы», или как там она теперь называется. Последняя удачная (для меня) «чайхана» произошла, когда «инквизиторами» на ней работали такие достойные люди, как С. Матвиенко, К. Просеков, А. Смоляр. Инквизиция не спит! И другим не дает!
Бедный Алексей Денисович! В условиях штормового предупреждения, холода и всеобщего братания зрителей и бардов организовать программу ночного веселья неимоверно трудно.
5. С возрастом всё более появляется сомнений: кто я такой, чтобы кому-то что-то указывать или советовать. Но внутри меня вопросы остаются.
Мой любимый Алексей Мызгин поёт окуджавского «Мацарта» почти как марш. Так и хочется спросить: «Дорогой мой Лёша, а о каком Моцарте идёт речь в стихотворении?» Впрочем, это уже начинается вмешательство в творческую мастерскую барда. Чур, меня…
Александр Топольников читает стихи за кулисами. А на сцене слабо? Есть же очень удачные экзерсисы.
Любимец челябинских девушек и женщин Виктор Кузьменко представляет две новых песни. Мне почему-то больше нравится первая - умная, мягкая, щемящая. А залу наоборот - вторая. Чего-то я уже не догоняю в этих самбах и босановах. Видимо плохо знаю творчество Жабима.
Арт-директор фестиваля, мой добрый и понимающий друг Алексей Смоляр, конечно, смертельно задёрган. Однако, милый мой, выходя на фестивальную сцену, помни, учитывая твой уникальный голос, ты просто обязан расширять репертуар.
Одним из безусловных открытий «Агидели-2018» явился новый уровень девичьего ансамбля «4G» под управлением Елены Козловой. Хороший репертуар, музыкальное пение, вкусное звучание. Однако тут уже начинаются другие правила игры. Дорогие прекрасные девушки! Вы перешли в другую лигу. А там, как в бразильском футболе, и с мячом надо обращаться техничней и двигаться быстрей, и думать на поле (т. е. на сцене) более оригинально. Требования возрастают пропорционально таланту. Мне как слушателю уже мало того, что вы можете, поскольку вы можете гораздо больше.
6. Как вывод. Уфа была, есть и будет песенным городом! Никакие оптимизации этого не уничтожат. Хвалить уфимских бардов - всё равно, что ногти о клавиатуру напрасно тупить. Однако очень хочется увидеть больше молодых лиц (не детских. Поющих детей приходит очень много по сравнению с Челябинском).
Отдельное спасибо Владимиру Юрьевичу Шолому за гостеприимство и организацию. Он как всегда на высшем уровне.
Надеюсь на новые встречи на «Агидели» и на новые песни и стихи.
Искренне ваш, Михаил Богуславский.



Поделитесь новостью с друзьями